программа_Скоро в школу

Принят на заседании
педагогического совета МДОАУ
«Детский сад № 63 г. Орска»
Протокол № 8 от 06.07.2021 г.

Утверждаю
Заведующий МДОАУ
«Детский сад № 63 г. Орска»
Н.Н. Ключникова
06.07.2021 г.
Приказ № 53

С учётом мнения родителей
Протокол Совета родителей
№ 3 от 29.05.2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРОГРАММЕ
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СКОРО В ШКОЛУ»
Срок реализации
с 01.09.2021 по 31.05.2023
Автор:

Орск, 2021

Татаренко
Ольга Николаевна,
воспитатель ВКК
МДОАУ «Детский сад
№ 63 г. Орска»

Содержание
1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1.Цель и задачи реализации Программы

3

1.1.2. Дидактические принципы

4

1.1.3. Возраст детей и сроки реализации программы

4

1.1.4. Методы, формы и средства реализации программы

6

1.2. Ожидаемые результаты

7

2. Содержание программы

9

2.1. Перспективный календарно-тематический план занятий с детьми старшей 10
группы
2.2. Перспективный календарно-тематический план занятий с детьми 15
подготовительной к школе группы
3. Организационный раздел

20

3.1. Описание материально-технического обеспечения

20

3.2.Обеспеченность методическим материалом и средствами обучения

21

3.3. Расписание занятий

21

3.4. Учебный план

21

3.5 Методическое обеспечение

22

3.6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

25

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальностью данной программы является то, что подготовка детей к школе
занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией
ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У
него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как
основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть
элементарными навыками учебных действий (УД), коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые
помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять
учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа
педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный
запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Программа составлена в соответствии:







Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. N 1008
"Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг"
Лицензии на осуществление образовательной деятельности МДОАУ «Детский сад
№ 63 г. Орска»
Уставом МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»
1.1.1. Цель и задачи реализации программы.

Основная цель программы состоит в обеспечении для ребенка условий
полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и
создании обстановки максимального эмоционального комфорта в образовательном
процессе, направленном на развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи
математического содержания:
1. Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»,
учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
2. Развитие пространственного воображения, потребности и способности к
интеллектуальной деятельности;
3. Овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами
деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические
объекты
3

4. Формирование
умения понимать суть учебной задачи и выполнять ее
самостоятельно.
5. Формирование умения планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
7. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
Задачи предшкольной подготовки по обучению грамоте:
1. Развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками;
проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление
мышц губ, языка, челюстей, рта);
2. Развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове,
определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный,
согласный, твёрдый, мягкий); – работа со звуковыми и слоговыми моделями слова
(выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное
размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами);
3. Знакомство со зрительным образом букв русского алфавита, запоминание букв
(только печатный шрифт);
4. Умение ориентироваться в пространстве листа;
5. Укрепление руки;
6. Улучшение координации движений;
7. Знакомство с гигиеническими правилами письма;
8. Формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из
различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов)
1.1.2. Дидактические принципы:
1. Принцип сознательности и активности.
Эффективность занятий возможна лишь при активном отношении ребенка к занятиям. Так
как по настоящему активным ребенок может быть только в деятельности, которая
направлена на удовлетворение осознаваемых им самим потребностей, то объяснение
педагогом перспективы реализуемых упражнений повышает интерес детей к занятиям.
2. Принцип наглядности.
У дошкольников мышление конкретное, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении
нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные
наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации,
зрительных, звуковых ориентиров и др.
3. Принцип систематичности.
Предполагает учет постепенности, последовательности, регулярности занятий. Занятия
начинаются с простых и легких, известных детям упражнений. По мере роста
функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения.
4. Принцип индивидуального подхода и доступности.
Предусматривает учет возрастных и индивидуальных (возможностей) особенностей.
1.1.3. Возраст детей и сроки реализации программы
Возраст детей:
Программа ориентирована для детей 6-7 лет
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения.
4

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного
материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип
программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо
стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в
радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные
задачи. На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее
полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для
объяснения нового материала, так и для контроля, за пониманием детьми всех тем
программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по
признакам проводятся по образцу.
В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция,
связанная с переходом в подготовительную группу. Дети понимают, что они самые
старшие в детском саду и скоро станут школьниками. Меняются отношения со
взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности. Дети
могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок, планировать и
самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические
задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку каждого задания. Движения ребенка
становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности
формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление
волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет их уже целенаправленно, и
для него важен результат.
Зрительно-пространственное восприятие:
• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости(над —
под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,
ромб и т. п.),
• способны различать и выделять цифры, написанные разным шрифтом;
• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме,
конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы,
цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще
много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у
другого.
Организация деятельности:
• дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять
задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще
нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и
ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно
выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут,
затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
• они способны оценить, в общем, качество своей работы, при этом ориентированы на
положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу
деятельности.
Речевое развитие:
5

• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам
и любят это делать,
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль,
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные
предложения
Форма образовательной деятельности - совместная игровая познавательная
деятельность взрослого и детей.
1.1.4. Методы, формы и средства реализации программы
Методы и формы организации занятий:
-словесное объяснение;
-показ выполнения;
-игровая форма;
-использование музыкального сопровождения;
-использование повторной наглядной и словесной инструкции.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к школе,
являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования
(предметные и графические модели и установление соответствия между ними). Эти
методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается
практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать материал,
проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, зарисовывая,
раскрашивая, штрихуя и т.д.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного
доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный
и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Приоритетное значение имеют также исследовательские методы, которые развивают
любознательность и важнейшие психические функции ребёнка. Они находят своё
выражение в приёмах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении,
преобразовании и конструировании, в обобщении результатов наблюдений, в опоре на
опыт ребёнка, в соблюдении баланса между знанием и интуицией, в использовании
дедуктивных и индуктивных рассуждений.
Основными организационными формами являются работа в группе, в парах,
индивидуальная работа.
В качестве основных средств выступают многофункциональные дидактические
материалы с печатной основой для проведения дифференцированной работы и
соответствующие им предметные средства, обеспечивающие полноценную реализацию
этой работы, а также наглядные пособия.

6

1.2. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты после реализации программы по математическому
развитию:
- уметь выполнять задания комбинаторного характера, сравнивать и комментировать
выполненное задание (отличия одного ряда от другого);
- составлять пары по заданному условию; принимать собственные решения, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
– ориентироваться в таких признаках (свойствах) объектов, как форма и размер, их
выделение при анализе и сравнении; ориентироваться в понятиях «внутри», «снаружи»,
«внизу», «сверху», «справа», «слева»;
–разбираться в количественных отношениях (больше, меньше, равно, операция счета,
«число» и «количество» предметов; цифры – знаки дляобозначения чисел,
последовательность чисел при счёте, операции присчитывания и отсчитывания по
одному);
–понимать
смысл арифметических действий (ситуации объединения предметных
совокупностей, на увеличение, или уменьшение количества предметов в предметной
совокупности); уметь составлять и решать арифметические задачи;
–знать геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради; понимать смысл поставленной воспитателем учебной
задачи; развивать навык самоконтроля;
- знать состав чисел первого десятка.
Ожидаемые результаты после реализации программы по обучению грамоте.
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «звук», «слог», «слово», «буква», «
предложение»;
- знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в
соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
– соблюдать гигиенические правила письма;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды, подбирать рифмы к ловам.
Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать
дошкольники в процессе математического развития:
– анализ и сравнение объектов окружающей действительности и их моделей с целью
выявления присущих им свойств и отношений (в том числе через выполнение
практических действий: наложение, приложение, условное измерение, сгибание,
вырезание,
раскрашивание и т. п.);
– соотнесение моделей различных видов (предметных, графических, знаковосимволических) в процессе разнообразной деятельности: группировки или разбиения
объектов по различным
основаниям, установления соответствия и выбора, конструирования, преобразования и т.
п.;
– установление закономерности, а также выявление «правила» выполнения деятельности с
последующим его применением;
7

– опытное изучение действительности при решении проблемных задач, выбор средств и
способов действия;
– описание словами собственных действий в процессе выполнения заданий, решения
проблемных задач.
Представление о форме, размере и взаимном расположении различных
объектов.
Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые – разные, похожи –
отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их
рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине.
Сравнение длин (длиннее –короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).
Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур
(рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец). Понимание слов
«и», «или», «все», «каждый», «из них». Понимание и конкретизация слов «слева»,
«справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других
пространственных отношений.
Представление о количестве. Числовые фигуры. Способ установления взаимно
однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей
(наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой
совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом
другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений:
«больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно»
и записывать неравенства и равенства!).
Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше», «столько же»).
Выполнение предметных действий с различными совокупностями. Усвоение
последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения
в счёте. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число
предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только
цифры!). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить
условными знаками Например, число (количество предметов) «два» – цифрой 2.
Геометрические
фигуры.
Узнавание
геометрических
фигур
(квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование
предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных
линий (развитие пространственного воображения). Представление о различных вариантах
выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач). Представления о
последовательности событий (что сначала? что потом?). В процессе формирования
представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать
выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности),
осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.
Для повышения эффективности обучению грамоте в детском саду рекомендуется
использовать различные виды познавательной деятельности, стимулирующие
мыслительную деятельность детей. Как показала практика, занимательный речевой
материал, интересные игры и упражнения, сюрпризные моменты способствуют развитию
познавательных способностей детей, создают положительный эмоциональный настрой в
ходе занятий.
Занятия-игры способствую развитию фонематического слуха, звукобуквенного анализа,
пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения,
связной речи, умению правильно выражать свои мысли.
1. Формирования у детей знаний на уровне буквы и слога
Для формирования у детей знаний на уровне буквы и слога используются игры, задания и
упражнения:
8

1. выкладывание букв из счётных палочек с фиксированием внимания на расположении и
количестве элементов (с использованием стихов );
2. реконструкция букв (добавить, передвинуть, убрать палочку);
3. конструирование букв из различного материала (камешки, тесьма, липучки, пуговицы,
карандаши);
4. моделирование букв по образцу и самостоятельно из элементов: овал, полуовал,
длинные и короткие палочки - «Буквенный конструктор»;
5. рисование, штрихование или раскрашивание букв, игра – «На что похожа буква?»,
«Живая буква»;
2. Формирования у детей знаний на уровне слова
Для формирования знаний на уровне слова используются следующие игры, задания и
упражнения:
1. деление слов на слоги, игры – «Прошагай слово», «Найди свой домик», «Космическая
еда»;
2. деление слов на слоги с выделением ударного. Безударный слог – хлопок, на ударный
слог топнуть ногой;
3. составление звуковых схем слова. Ребенок показывает кружок, который обозначает тот
или иной звук;
4. подбор слов к заданной звуковой модели (схема слова из цветных кружков);
5. подбор слов к схемам – окошкам, игра – «Кто в тереме живёт?»;
6. составление новых слов, игра – «Слово рассыпалось» (анаграмма), «Изографы»;
7. чтение слов из букв разного шрифта, цвета, высоты, ширины;
3. Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения
Формирование у детей знаний на уровне словосочетания, предложения проводятся
следующие игры, задания и упражнения:
1. составление предложений по графическим схемам, игра «Составь предложение»;
2. составление схемы к предложению;
3. составление предложений по интонационной схеме;
4. составление предложений из слов, данных в беспорядке;
5. соединение частей разорванных предложений;
6. распространение предложений, изменение порядка слов («Живое предложение»);
7. выделение слов из предложения, подсчёт слов, определение их последовательности;
8. выделение границ предложений (устно – в конце предложения – хлопок, на письме –
точка);
9. составление предложений с заданным предлогом по картинкам и без них.
Важным видом практической деятельности на занятиях по предшкольной подготовке
являются пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики рук (запускание
«волчка», нанизывание бусин, су-джок – терапия, игры с грецким орехом, лепка букв и
цифр из пластилина, теста и т.д.)
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной
направленности по программе обучения и развития детей дошкольного возраста «Скоро в
школу» (математическое развитие, обучение грамоте) реализуется за пределами освоения
образовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 63 г.
Орска». Сроки освоения программы составляют один год со 02.10.2017 г. по 31.05.2018 г.
согласно утвержденного графика и составляет 64 занятия в год.

9

2.1. Перспективный календарно-тематический план работы
по программе обучения и развития детей дошкольного возраста
«СКОРО В ШКОЛУ» (математическое развитие)
Тема

Учиться выполнять задания
комбинаторного характера.
Учить детей сравнивать и
комментировать выполненное
задание (отличия одного ряда
от другого) . Закрашивание.

Занятие 2.
Задание 2
Задание 3

Учить детей анализировать
рисунок и записывать в
«окошко» нужную цифру
(математический диктант).
Закрепить понятия форма, цвет,
размер, количество.
Уточнить с детьми состав числа
7; представления детей о длине
предметов.
Развивать мелкую моторику
рук.

октябрь
октябрь

Занятие 3.
Задание 4
Задание 9

ноябрь

октябрь

Занятие 4.
Задание 6

ноябрь

Программное содержание

Занятие 1.
Задание 1.
октябрь

Мес
яц

Занятие 5.
Задание 8,
10

Занятие 6.
Задание 11,
12

Закрепить состав числа 7.
Цифра 7. Прямой и обратный
счет до 10.
Развивать мелкую моторику рук
через упражнения с
прищепками.

Дидактические и
словесные игры

Материал и
оборудование,
используемая
лит-ра.
Д/и "Измени цвет"
Н.Б.Истомина
Словесная игра
Готовимся к
"Жук" (закрепление
школе
понятий "справа –
стр. 3
слева")
карандаш
простой
Цветные
карандаши
Д/упр. "Сколько?»
Н.Б.Истомина
Ребусы
Готовимся к
школе
стр.4, стр.5
Цветные
карандаши
Д/упр. «Раздели
Н.Б.Истомина
яблоки на 2 тарелки» Готовимся к
Д/упр «Длинный –
школе
короткий предмет»
с 6, с 9
Физминутка
Цветные
«Живые цифры»
карандаши

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
с 7
простой
карандаш.
Цветные
карандаши
Учиться дополнять рисунок
«Сколько бусинок не Н.Б.Истомина
недостающими предметами
хватает?»"
Готовимся к
(бусинками) до нужного
(самостоятельно)
школе
количества - 7 . Развивать
с8с9
самостоятельность. Учиться
Простой
писать цифру 2
карандаш,
Цветные
карандаши
Уточнить и закрепить с детьми Д/упр. "Разложи по
Н.Б.Истомина
классификацию по отдельным
коробкам"
Готовимся к
признакам. (форме, цвету,
"Найди лишнюю
школе
размеру).
рыбку"
с 10 Цветные
Учиться писать цифру 4
карандаши

10

Д/упр. «Дорисуйка» «Пройди
космический
лабиринт»
Физминутка "Какой
цифры не стало"

ноябрь
ноябрь
декабрь

Занятие 7.
Задание 13,
14

Формировать предпосылки
важного универсального
учебного умения – понимать
текст задания и точно
выполнять его требования.

Д/упр. " Помоги
зайке раскрасить
воздушные шары"
Д/упр «Заполни
пустые «окошечки»
«Считалочка»

Занятие 8.
Задание 15,
16.

Учиться соотносить
количество предметов с
цифрой. Уточнить
представление о взаимном
расположении предметов.
Расширить понятие детей о
порядковых и количественных
числительных.
Закрепить с детьми состав
числа 5, 6, 7.
Закрепить навык
взаимопроверки.

Д/упр "Соедини
правильно"
П/и "По порядку
становись!"
Ребусы

Закрепить и уточнить
различные варианты
расположения корабликов.
Расширить представление
дошкольников о взаимном
расположении предметов.
Закрепить понятия "перед",
"после", "между", "за".
Развивать способность
наблюдать, сравнивать,
обобщать увиденное.
Развивать представления детей
о форме, цвете и размере
геометрических фигур и
визуального восприятия
размеров объекта. Закрепить
понятия «Внутри» , «снаружи»,
«внизу», «сверху»
Укреплять мелкую мускулатуру
кисти рук.

Д/упр. "Цветные
кораблики"
«Цветные бусинки»

Занятие 9.
Задание 17,
18

декабрь

Занятие 10.
Задание 19,
20.

декабрь

Занятие 11.
Задание 21,
22

11

Д/упр. "Расставь
числа в окошечки»",
«Сделай рисунки
одинаковыми»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
с 11
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
с.12, с13
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С 13 с 14.
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
с.15
Простой
карандаш
Цветные
карандаши

Д/упр. " Раскрась
коробки"
«Вставь
пропущенные
числа»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С 16
Простой
карандаш
Цветные
карандаши

февраль

Февраль

февраль

февраль

январь

январь

январь

декабрь

Занятие 12.
Задание 23

Занятие 13.
Задание 24.

Занятие 14.
Задание 25

Занятие 15.
Задание 26,
28

Занятие 16.
Задание 27,
29

Занятие 17.
Задание 30,
31, 32

Занятие 18.
Задание 33,
35

Занятие 19.
Задание 34,
36

Уточнить и закрепить с детьми
классификацию по отдельным
признакам. (форме, цвету,
размеру).
Развивать произвольное
внимание и образное
мышление.
Закрепить с детьми знания о
составе числа 7.
Расширить представления
детей составе числа 7.
Развивать внимание.

Д/упр. "Разложи
конфеты"
Физминутка «У
жирафа…»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С17
Простой
карандаш
Цветные
карандаши

Д/упр. "Помоги
зайцу»"

Закрепить количественный и
порядковый счет предметов;
умение действовать по
инструкции .
Укреплять мелкую мускулатуру
кисти рук.
Уточнить представления ребят
о длине , ширине , высоте
(выше-ниже, уже – шире,
длиннее – короче). Учить детей
рисовать по правилу, которое
придумал Зайка.
Развивать умение слушать и
понимать инструкцию
взрослого. Закрепить с детьми
понятия «короче», «длиннее»,
«между». Учиться писать
цифру 8.
Учить соотносить количество
предметов с цифрой. Повторить
состав числа 7

Д/упр. "Закрась!»"
Физминутка
«Буратино»

Закрепить состав числа 7.
Учить соотносить число и
цифру.
Закрепить порядковый счет .
Развивать логическое
мышление.
Учиться составлять пары по
заданному условию. Уточнить
представления о длине.
Закрепить с детьми понятия
«длиннее», «короче»
Развивать внимание

Д/упр «Вставь числа
в окошки»
Физминутка «Живые
цифры»
"Танграм"

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С 18
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С. 19
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С 20 С.21
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С.21
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С.22,23
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С23 с24
Цветные
карандаши
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
С.24, 25
Цветные
карандаши,
числовой ряд

12

Д/упр. "Найди
закономерность и
раскрась!"

Д/упр «Раскрась
правильно»
«Штриховка»
Физминутка
«По порядку
становись!»
Д/упр. "Соедини
правильно"
"Снежинки"

Д/упр «Раскрась
правильно ленточки
»
«Какая цифра
потерялась в
числовом ряду?»

март

Занятие 20.
Задание 37,
38

март
март
март
апрель

Д\упр «Раскрась
правильно
ленточки»
Физминутка
"Составь пару"

13

Д/упр «Разложи
груши» «Вставь
числа в окошки»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Стр.25
Цветные
карандаши

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе.
С. 26
цветные
карандаши,
простой
карандаш
Н.Б.Истомина
Занятие 22. Укреплять мелкую мускулатуру Д /игра «Дорисуй
Задание 41, з кисти рук.
звездочки»
Готовимся к
44
Закрепить навык счета
Физминутка «У
школе
предметов. Закрепить состав
жирафа…»
простой
числа 8
«Отгадай число»
карандаш
с. 27
Магнитофон
Д/упр «Вставь числа Н.Б.Истомина
Занятие 23. Повторить состав числа 8.
Задание 42,
Расширить представление о
в окошки»
Готовимся к
46
порядковых и количественных
"Соедини по точкам" школе с28, 30
числительных.
Цветные
карандаши.
Задание
«Соедини по
точкам»
Д/и «Сколько
Н.Б.Истомина
Занятие 24. Закрепить счет предметов.
Задание 43,
Состав числа 8. Учиться
бусинок не
Готовимся к
44, 45
выполнять задания
хватает?», «Вставь
школе
комбинаторного характера.
числа в окошки»,
Карандаши
Расширить представление детей «Распредели
с29, 30
о предыдущих и последующих шапочки друг за
цифрах.
другом»
"Назови соседей
числа…"
Д/упр «Закончи
Н.Б.Истомина
Занятие 25. Закрепить состав числа 8.
Задание 47,
(задание выполняется
рисунок», «Раскрась Готовимся к
48, 49
самостоятельно).
листочки»
школе
Учиться ориентироваться на
Физминутка "Кто
Карандаши
листе бумаги (верхний правый, быстрее найдет себе С 31, 32.
нижний левый, верхний левый
пару"
и т.д.)
Учить составлять пары числе
до 8. (5 «ищет» 3)
Занятие 21.
Задание 39,
40

апрель

Закрепить с детьми понятия
«шире», «уже».
Учиться выполнять задания
комбинаторного характера.
Учить детей сравнивать и
комментировать выполненное
задание
Уточнить состав числа 8.
Развивать познавательный
интерес, самостоятельность.

апрель
апрель

Занятие 26.
Задание 50,
51, 52.

Закрепить состав числа
9.Развивать внимание,
логическое мышление.

Д/упр "Дорисуй
бусинки»», «Найди
домик для каждой
гусеницы», «Чашки»

Занятие 27.
Задание 56,
57, 58

Познакомить с действием вычитанием. Формировать
пространственные
представления. Выполнять
задания комбинаторного
характера.
Учиться выполнять
самостоятельно задания
комбинаторного характера.
Способствовать формированию
пространственных
представлений. («больше»,
«меньше», «столько же»)
Развивать умение
взаимопроверки.
Способствовать
формированию
пространственных
представлений. («больше»,
«меньше», «столько же»)
Развивать умение
взаимопроверки.
Учится сопоставлять предметы
и выделять похожие по
количеству и расположению
нарисованных точек. Развивать
внимание. Способствовать
формированию
пространственных
представлений. («больше»,
«меньше», «столько же»)
Развивать умение сравнивать
предметы между собой,
выделять лишнюю, отличную
от других. Развивать
произвольное внимание,
тренировать руку.

Д/упр. "Запиши
цифрой", "Раскрась
фломастеры"
Пальчиковая
гимнастика с
карандашом
Д/упр "Раскрась
воздушные шарики",
"Нарисуй справа
звездочек больше,
чем слева".

май

май

Занятие 28.
Задание 60,
63

Занятие 29.
Задание 61,
64

май

май

Занятие 30
Задание 65,
66, 67

Занятие 31.
Задание 68,
69, 70.

14

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Цветные
карандаши
С 33, 34, 35.
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Цветные
карандаши.
С 37, 38
Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Цветные
карандаши.
С39, 41

Д/упр "Раскрась
морковки",
«Нарисуй слева
звездочек меньше,
чем справа»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Карандаши
цветные.
С 40, 41

Д/упр «Найди пару»,
«Нарисуй
звездочки»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Цветные
карандаши,
С42, 43

Д/упр «Напечатай
цифры», «Зачеркни
лишний предмет»

Н.Б.Истомина
Готовимся к
школе
Цветные
карандаши.
С 43, 44, 45

Перспективный календарно-тематический план работы
по программе обучения и развития детей дошкольного возраста
«СКОРО В ШКОЛУ» (обучение грамоте)
Тема

Программное содержание

Дидактические и
словесные игры

Занятие 1.
Речь:
говорение.

Развивать интонационную
выразительность (говорить голосом
мышки, медведя, волка;
рассказывать стихи с разной
интонацией - как робот, принцесса).
Разучивание скороговорки «Сеня
вез воз сена»);
Развивать слуховое внимание

Игра «Длинные и
короткие слова»
Игра «Живые
слова».
Игры: «Подбери
рифму»

Занятие2
Знакомство
со звуком и
буквой "М"

Упражнять детей в чтении слогов.
Беседа на тему
Учить делать звуковой анализ слова «Зачем уметь
"мяч", "мама"
читать?», «Какие
книги тебе
известны?».
"Магазин"
Играсоревнование
"Кто больше
назовет слов со
звуком "М""
Познакомить с буквой "Н".
Д/и "Подарки на
Закрепить умение делать звуковой
день рождения"
анализ лова "ноги", придумывать
Артикуляционная
слова с этими звуками.
гимнастика.
Беседа «Как
правильно сидеть
при письме, как
держать
карандаш?»

Месяц

октябрь

октябрь

Занятие 3
Знакомство
со звуком и
буквой "Н"

октябрь

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём
тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Штрихуем утенка

15

Материал и
оборудование,
используемая
лит-ра.
Аудиозаписи
голосов
животных
карандаш
простой
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе с. 4-5
Карандаши,
буква "М"
Карандаши,
карточкасхема слова
"мяч", "мама"
О.И Бадулина
Готовимся к
школе. с.6-7
Карточки –
схемы слова
"ноги".
Карандаши.
Пластилин

Занятие 4
Знакомство с
буквой и
звуком "Р".
октябрь

Учить детей произношению слов с
выделением в них определенного
звука.
Учить делать звуковой анализ слова
"рак", "роза".
Разучивание стихотворения
В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом

Занятие 5
Знакомство
со звуком и
буквой "Л".

Познакомить детей с буквой "Л",
учить составлять из бумажного
конструктора букву.

Занятие 6
Знакомство с
буквой и
звуком "Г"

Упражнять детей в составлении
слогов и слов по заданию
воспитателя.
Закрепить умение делать звуковой
анализ слова "голова", "гусь"
Разучивание скороговорки «До
города дорога в гору, от города – с
горы»

Занятие 7
Знакомство с
буквой и
звуком "К"

Познакомить детей с буквой "К" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой, делать звуковой анализ
слова "кот", "кино"

ноябрь

ноябрь

ноябрь

16

"Напиши первую
и последнюю
буквы слова"
Игры на
нахождение
заданного звука в
слове.
Игры «Живые
звуки», «Какой
звук потерялся?»
Штриховка
грибочка.
"Стоп, палочка,
остановись!"
Игры: "Узнай звук
и напиши букву в
окошко";
«Сколько
звуков?»

"Тим" – "Том"
Играсоревнование
между
мальчиками и
девочками, кто
больше назовет
картинок,
игрушек,
предметов, в
названии которых
есть звук "У"
Игры: «Назови
слова, которые
начинаются на
…»
Д/упр "Напиши по
образцу",
«Придумайте
предложение из
заданных слов»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе. с. 8-9
Карточкисхемы слов
"роза", "рак"
Буква "Р"
Бумажный
конструктор

О.И Бадулина
Готовимся к
школе. с.1011
Карточкасхема слова
"луна".
Волшебная
палочка.
Бумажный
конструктор.
Пластилин.
О.И Бадулина
Готовимся к
школе. с. 1213
Картинки,
карандаши.
Трафарет
буквы "Г"
Карточка –
схема слова
"голова",
"гусь"
Цветная
бумага, клей.
О.И Бадулина
Готовимся к
школе. с. 1415
Карточкасхема для
звукового
анализа слов
"кот", "кино".
Карандаши.

ноябрь

декабрь

Занятие 8.
Знакомство с
буквой и
звуком "З"

Познакомить детей с буквой "З" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Скороговорка:
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Игры: «Кто
больше назовет
слов на букву…»"
П/и «Утки и
окуни»

Занятие 9.
Знакомство с
буквой и
звуком "С"

Познакомить детей с буквой "С" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Разучивание скороговорки
«Скворцы и синицы – веселые
птицы»

Игры: «Цепочка
слов»
«Живые слова»
Ребусы

Занятие 10.
Знакомство с
буквой и
звуком "Д"

Познакомить детей с буквой "Д" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Скороговорка:
Дарья дарит Дине дыни.

Игры: «Назови
братца» (с мячом)
П/и «Камень и
вата»

Занятие 11.
Знакомство с
буквой и
звуком "Т"

Познакомить детей с буквой "Т" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Разучивание скороговорки «У
Тамары – тараторки тридцать три
скороговорки»

Игры: «Кто
назовет самое
короткое
(длинное) слово».
Ребусы

Занятие 12.
Знакомство с
буквой и
звуком "Б"

Познакомить детей с буквой "Б" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой,
Разучивание скороговорки «Бублик,
баранку, батон и буханку пекарь из
теста испек спозаранку»

«Сколько слогов в
словах»
«Назови самое
длинное
(короткое) слово»

Занятие 13.
Знакомство с
буквой и
звуком "П"

Познакомить детей с буквой "П" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Разучивание скороговорки
«Говорит попугай попугаю: «Я
тебя, попугай, попугаю», Отвечает
ему попугай: «Попугай, попугай,
попугай»

Игры на
нахождение
ударного слога.
Ребусы

декабрь

декабрь

декабрь

январь

17

Физминутка «Мы
топаем ногами…»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 16-17
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 18-19
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 20-21
Простой
карандаш
Мяч
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 22-23
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 24-25
Простой
карандаш
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 26-27
Цветные
карандаши

Занятие 14.
Знакомство с
буквой и
звуком "В"

Познакомить детей с буквой "В" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Учить составлять букву из
бумажного конструктора.

Игры: «Придумай
предложение из 2
(3) слов»,
«Закончи
предложение»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 28-29
Цветные
карандаши

Занятие 15.
Знакомство с
буквой и
звуком "Ф"

Познакомить детей с буквой "Ф" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой

Игры «Назови
одним словом»,
«Доскажи
словечко»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 30-31

Занятие 16.
Знакомство с
буквой и
звуком "Ж"

Познакомить детей с буквой "Ж" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Разучивание скороговорки «Хорош
пирожок, внутри творожок»

Игры «Какое
слово длиннее?»,
«Начни с
последнего звука»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 32-33
Цветные
карандаши

Познакомить детей с буквой "Ш" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
февраль
буквой
Разучивание скороговорки «Шесть
мышат в шалаше шуршат»
Познакомить детей с буквой "Ц" и
Занятие 18.
Знакомство с звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой и
Февраль звуком "Ц"
буквой
Разучивание скороговорки
«Цыпленок с курицей пьет чай на
улице»
Познакомить детей с буквой "Ч" и
Занятие 19.
Знакомство с звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой и
февраль звуком "Ч"
буквой
Разучивание скороговорки
«Заглянуло солнце в чащу, в чаще
медвежонок спящий»
Учимся выполнять графические
Занятие 20.
упражнения.
Проверь
Формирование глазомера,
себя.
зрительной памяти; развитие
мелкой моторики; развитие
март
устойчивого, сосредоточенного
внимания, развитие зрительнодвигательной координации,
произвольности, ритмичности и
точности движений.

Игры: «Придумай
вкусные (зимние,
добрые, цветные)
слова»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 34-35
Цветные
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 36-37
Цветные
карандаши

январь

январь

февраль

Занятие 17.
Знакомство с
буквой и
звуком "Ш"

18

Игры «Назови
точнее»
Ребусы
Физминутка «У
жирафа…»
Игра «Покорми
космонавта»,
«составь слово по
первым звукам»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 38-39
Цветные
карандаши

«Раздели слова»
«Утки и окуни»
«Угадай слово»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Листы в
клетку
Простые
карандаши

Занятие 21.
Знакомство с
буквой и
звуком "Щ"

Познакомить детей с буквой "Щ" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Скороговорка:
«Ты нас, мама, не ищи – щиплем
мы щавель на щи. В роще травы,
шевеля, мы нащиплем щавеля!»

«Сложи из букв
свое имя»
Физминутка «Мы
топаем ногами…»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 40-41
цветные
карандаши,
простой
карандаш

Занятие 22
Знакомство с
буквой и
звуком "Х"

Познакомить детей с буквой "Х" и
звуком, обозначающим эту букву.
Учиться находить слова с этой
буквой
Хохотушка буква Х
Рассмеялась: ха-ха-ха!

"Хлопни столько
раз, сколько
звуков услышал"
"На что похожа
буква?"

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр. 42-43
шнурки
цветные,
фишки,
простой
карандаш
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр.44-45

март

март

март

апрель

апрель

Познакомить детей с буквой "Й"
Занятие 23.
Знакомство с Учиться находить слова с этой
буквой,
буквой и
звуком "Й"
Занятие 24.
Знакомство с
буквой и
звуком "Ь",
«Ъ».
Занятие 25.
«Гласные»
(повторение)

Познакомить детей с буквой "Ь",
«Ъ». Учиться находить слова с
этой буквой,
Учиться штриховать букву

"Кто больше?"
"Цепочка слов""
«Напиши первую
и последнюю
буквы слова";

Повторить гласные звуки русского
языка. Обозначение гласного звука
в схеме слова.
Учить детей писать диктант
гласных букв.

П/и «Утки и
окуни»
Артикуляционное
упражнение
"Ныряльщик"

Занятие 26.
Согласные
(повторение)

Повторить с детьми согласные
звуки. (мягкие и твердые).
Обозначение согласного звука в
схеме слова. Схематическое
обозначение согласных звуков в
словах. Развивать фонематический
слух.
Повторить приемами деления слов
на слоги. «Ладошка под
подбородком», «Скандирование».
Повторить обозначение слога
схемой.

Д/ игра «Скажи
наоборот»
(антонимы)
Физминутка
«Жук»

апрель

апрель

"Узнай звук и
напиши букву в
окошко"

Занятие 27.
Слоги
(повторение)

19

Д/игры «Покорми
космонавта»
"Штриховка"

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр.46-47
карандаши
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр.3
цветные
карандаши.
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
цветные
карандаши.
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
цветные
карандаши

Повторить понятие «ударение» .
Обозначение ударения на письме
специальным значком.
Смыслоразличительная функция
ударения в словах, типа «замок –
замок»
Разучивание скороговорки «Все
бобры добры со своими бобрятами»
Познакомить детей с согласными
Занятие 29.
звуками: мягкими и твердыми.
Согласные
Обозначение согласного звука в
твердые –
схеме слова. Учить находить и
мягкие
(повторение). обозначать схематически согласные
звуки в словах. Развивать
фонематический слух.
Разучивание скороговорки
«Слишком много ножек у
сороконожек»
Занятие 13.
Ударение.
(повторение)

май

май

май

май

Занятие 30.
Игры со
словами
Алфавит.
Занятие 31.
Итоговое
занятие.

Развивать фонематический слух,
смекалку, умение писать слова
через игры и упражнения со
словами.
Закрепить с детьми гласные,
согласные звуки; умение делать
звуковой анализ слов; закрепить
умение определять место звука в
слове.

Игры на
нахождение
ударного слога.
«Скажи
наоборот»
(антонимы)

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Стр.28,29
Цветные
карандаши

"Подарки на день
рождения"
"Тим" – "Том"
Играсоревнование
между
мальчиками и
девочками, кто
больше назовет
предметов на
определенный
звук.
"Рифмы",
"Словокат",
"Волшебные
квадраты".
«Укрась свою
букву»
«Отгадай слово по
первым буквам»

О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Карандаши.,
картинки

О.И Бадулина
Готовимся к
школе.
карандаши.
О.И Бадулина
Готовимся к
школе
Картинки,
карандаши.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-технического обеспечения
1. Рабочие тетради
2. Цветные карандаши, простой карандаш, линейки
3. Набор плоскостных геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине
(из картона)
4. Пособия для развития мелкой моторики (цветные счетные палочки, пуговицы, монеты,
веревочки, шнурки, липучки, желуди, скрепки, волчки,
5. Развивающие игры: "Сложи квадрат" (картон), « Танграм», «Составь куб», «Сложи круг
(картон), «Колумбово яйцо» (картон), игра «Математические цветочки» (картон), игра
"Занимательные квадраты", «Геоконт»
6. Дидактические игры «Сплети коврик», «Крестики – нолики»
7. Магнитная доска, наборное полотно
8. Игры на поиск недостающего объекта в ряду: «Судоку»
9. Числовой ряд от 1 - 20
Вспомогательное оборудование:
1. Магнитофон
2. Аудио кассеты, СD диск
20

3.2. Обеспеченность методическим материалом и средствами обучения
1. Н.Б. Истомина по математической подготовке детей «Готовимся к школе»,
2. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста (в
2-х частях). – Смоленск: Ассоциация XXI век
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический
очерк. – М., 1967.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
5. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и
образование. – 1996. – № 3. – С. 19–31.
6. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
7. Венгер А. Л., Иллеш Е. Э. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту //
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б.
Эльконина,
А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 4–22.
8. Н.В.Нищеева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики». Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» 2008г.
3.3. Расписание занятия
Содержание дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной
направленности по программе обучения и развития детей дошкольного возраста «Скоро в
школу» реализуется в течение учебного года в зависимости от количества часов,
полагающихся на реализацию каждого раздела дополнительной общеобразовательной
программы.
Язык обучения - русский. Форма обучения-очная.
С учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся, для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, реализация дополнительной
общеобразовательной программы естественнонаучной направленности по программе
обучения и развития детей дошкольного возраста «Скоро в школу» осуществляется во
второй половине дня два раза в неделю после дневного сна с 16,30 часов до 17.00 часов
согласно расписанию занятий.
Продолжительность занятий составляет не более 30 мин.
3.4.Учебный план
по дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной
направленности по программе обучения и развития детей
дошкольного возраста «Скоро в школу»
МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»
Возрастная
группа

понедельник

вторник

среда

6-7 лет

16.30-17.00

21

четверг

пятница

16.30-17.00

3.5. Методическое обеспечение
Описание игр используемых на занятиях для профилактики
нарушений осанки, зрения (физкультминутки).
1. «Живые цифры»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и
предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на
несколько единиц.
Оборудование: карточки с цифрами или эмблемы цифр.
Ход игры: Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается
в соответствующее ей число. Под музыку дети передвигаются по группе, а с
окончанием музыки строятся в соответствии с заданием воспитателя. Если детей
много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения
заданий.
Варианты заданий: педагог предлагает детям - «цифрами» разместиться в
возрастающем (или убывающем) порядке; показывает число одним из способов (на
карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) — к судьям выходит ребенок
с соответствующей цифрой; показывает число, а выходит ребенок с цифрой на
одну единицу больше или меньше; показывает число, а выходят дети с цифрами «соседями»; предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать,
каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты — увеличиться на 2,
3, уменьшиться на 1, 2, 3);
2. «Мы топаем ногами»
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, при
движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст
медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в
стихотворении;
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают руки друг другу, образуя круг. Далее они продолжают;
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит; "Стой". Все останавливаются. Затем
игра повторяется.
3. Игра – физкультминутка « Буратино».
Цель: снятие общего утомления, напряжения мышц кисти и пальцев рук.
Оборудование: счётный материал, костюм «Буратино», замок, ключ. Дети
собираются на физминутку под музыку из кинофильма « Буратино»
1. Здравствуйте девочки и мальчики. Сегодня к вам на зарядку пришел ….
Скажите, как его зовут? - Буратино. Буратино хочет посмотреть, как вы знаете
математику.
1. Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (5 раз)
2. Наклонились столько раз,
Сколько ёлочек у нас. ( 4 раза)
2. Ребята посмотрите, что вам принёс Буратино? (Замок и ключ)
Буратино никак не может открыть замок. Давайте поможем ему.
22

4.

5.

6.

7.

Потянули,(сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону)
Покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе)
Постучали, (пальцы сцеплены, основаниями ладоней, постучать друг о друга)
И – открыли. (пальцы расцепить, ладони – в стороны)
3. Будем делать зарядку вместе с Буратино.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулсяРаз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
«Хомка, хомка, хомячок…»
Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки,
мускулы рук напряжены, как у силачей).
«По – порядку становись!»
Цель: Закрепить счет. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
Развивать внимание, мышление, память. Расширить пространственные
представления, совершенствовать двигательные навыки.
Ход игры: воспитатели раздают детям карточки с цифрами, одну берет себе. Под
музыку дети вместе с воспитателем передвигаются по группе в хаотическом
порядке. По сигналу воспитателя дети становятся в ряд. Место в ряду
соответствует месту числа в числовом ряду. При этом воспитатель уточняет: "По
порядку становись!" или "В обратном порядке становись!". Воспитатель играет
вместе с детьми, а также находит себе место в ряду. Можно создать проблемную
ситуацию. встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют
правильность выполнения задания
«Утки и окуни»
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно
по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с
ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а
"утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из
игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро,
овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
«У жирафа пятна…» (под музыкальное сопровождение)
23

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей
тела).
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть
складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая
складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей
тела).
3.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка,
шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая
шёрстку) На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и
носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих
частей тела).
4.А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть
полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу рисуем полосочки). На лбу,
ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими
указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
8. «Жук»
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: "Ж-ж-ж"...
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел,
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился.
Зажужжал и закружился:
"Ж-ж-ж-жи...
Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
но жука мы не достали.
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог;
"Ж-ж-ж-ж"...
9. «Найди пару» (под музыкальное сопровождение дети выполняют задание
воспитателя по нахождению пары: например, так, чтобы в сумме было число
8…(10); или пару по одному из признаков – форме, цвету, величине и т.д.)

24

Зрительнопространственное
восприятие
Зрительномоторные
координации:
Организация
деятельности
Способны использовать все союзы
и приставки, обобщающие слова,
придаточные предложения

Способен передавать интонацией
различные чувства, речь богата
интонационно

Свободно общаются со взрослыми
и сверстниками (отвечают на
вопросы, задают вопросы, умеют
выражать свою мысль)

Умеет самостоятельно пересказать
знакомую сказку или составить
рассказ по картинкам и любят это
делать

Математическое развитие
Грамматически правильно строит
предложения

Обладает хорошим словарным
запасом

Делает простейший звуковой
анализ слов

Правильно произносит все звуки
родного языка

3.6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы.
Речевое развитие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 40-12-00

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».