программа_Цветоведение

Принят на заседании
педагогического совета МДОАУ
«Детский сад № 63 г. Орска»
Протокол № 8 от 06.07.2021 г.

Утверждаю
Заведующий МДОАУ
«Детский сад № 63 г. Орска»
Н.Н. Ключникова
06.07.2021 г.
Приказ № 53

С учётом мнения родителей
Протокол Совета родителей
№ 3 от 06.07.2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО УГЛУБЛЕННОМУ
ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА
«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
Срок реализации
с 01.09.2021 по 31.05.2023

Автор:

Орск, 2021

Портнова
Елена Александровна,
старший воспитатель ВКК
МДОАУ «Детский сад
№ 63г. Орска»

СОДЕРЖАНИЕ

1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Планируемые результаты освоения обучающимися
Содержательный раздел Программы
Описание образовательной деятельности
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
для детей 5-6 лет
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
для детей 6-7 лет
Формы итоговой аттестации
Организационный раздел Программы
Описание материально-технического обеспечения Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами развития и
воспитания
Время и сроки реализации программы
Учебный план
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Стр.
3
3
4
4
5
6
7
7
8
10
17
25
25
26
26
26
27

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В современных условиях формирование творческой личности начинается уже в
дошкольном возрасте. Художественно-творческая деятельность – самое естественное и
увлекательное занятие обучающихся. Это первый опыт выражения своего отношения к
окружающему миру. Возможность самовыражения, проявления творчества и фантазии.
Программа реализуется в рамках образовательной области «художественноэстетическое развитие». Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей.
Цвет — это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Свойства цвета, его природа, влияние цвета на человека и многое другое
сформировали основы цветоведения.
«Цветоведение» - ведать цветом. Ведать значит «знать».
Использование ребенком этих знаний в собственном творчестве:
- повышает выразительные возможности детского рисунка,
- расширяет возможности восприятия различных явлений,
- влияет на развитие творческого потенциала ребенка.
Созданию программы способствовало желание развить у детей адекватное цветовое восприятие мира, чувство прекрасного, расширить возможности восприятия различных явлений, повысить выразительные возможности детского рисунка, разнообразив художественный опыт детей с помощью новых способов художественного выражения, активизировать творческий потенциал, способности детей.
Направленность программы – художественная.
Программа составлена в соответствии:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», с внесенными изменениями приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2019 года № 470
• Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
1.1.1. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы.
Цель: Формирование знаний основ цветоведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование эстетического, эмоционально окрашенного, адекватного цветового восприятия мира.
2. Развитие творческого потенциала, художественного мышления ребенка на основе знания цветовой грамоты.
3. Повышение выразительных возможностей детского рисунка с помощью цвета, новых
способов выражения, расширения художественного опыта.
4. Приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в
том числе:
-знаний свойств живописных материалов, их технических возможностей;
-знаний разнообразных техник живописи и материалов;
-знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя, цветовых сочетаний;
3

- основных средств художественной выразительности в рисунке (линия, светотень, фон,
цвет, композиция, перспектива, ритм, симметрия).
- повышение у детей художественной грамотности (словарик юного художника).
5. Приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей.
6. Знакомство с видами и жанрами искусства.
1.1.2. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют
жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Принцип развивающего обучения - правильно организованное обучение «ведет» за
собой развитие.
Принцип культуросообразности - учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания
Принцип полноты, необходимости и достаточности - позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала.
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом
этапе дошкольного детства.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
К тому моменту, когда ребенок становится способен воссоздать цвет предметов в
своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия
цвета. Но он еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит. Именно в это время взрослый может помочь ребенку разобраться в
цветовом многообразии окружающего мира, познакомить с выразительными возможностями цвета, развить способность различать большее количество цветовых оттенков. Приобретенные умения, навыки и знания цветовой грамоты способствуют развитию ассоциативно-образного восприятия цвета, являющегося необходимым условием для создания
художественного образа, возникающего в детском воображении. Со временем ребенок
усваивает эти образы, у него формируется адекватное цветовое восприятие мира, развивается чувство прекрасного, которое приходит к нему через цвет.
Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно
живут стереотипы его восприятия. Одним из самых распространенных является "стереотип доминирующего цвета". Этот стереотип влияет не только на изображение, но и на
восприятие действительности. Если его не преодолеть в сознании ребенка, то он выступит
фактором, тормозящим не только художественное, но и общее умственное развитие. Ре4

бенок начинает видеть вместо свойственного многообразия цветов и оттенков только доминирующий цвет. Нередко, поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна
быть зеленой, небо — голубым, огонь оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. Умение правильно воспринимать
доминирующий цвет вырабатывается у ребенка практически моментально (если он не
имеет врожденной патологии), и это умение непременно должно быть сформировано. Но
при этом следует иметь в виду, что это лишь первый, маленький шажок ребенка в мир
цвета. Далее нам необходимо объяснить ему, что в определенных условиях "белые" облака могут стать серо- голубыми или красными, "белый" снег не только белым или голубым,
но и синим, и розовым, "зеленое" дерево черным или синим. Способность, преодолев стереотипы, адекватно и максимально тонко воспринимать действительность — одна из важнейших характеристик творчески мыслящего человека.
Старший возраст.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые
ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают
сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию
— до 10 различных предметов.
Подготовительная к школе группа.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия
между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.
д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека
становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках,
глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При
правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура). Выделяет
выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов. Развивать умение видеть красоту созданного
изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности,
ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

5

1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Старший дошкольный возраст.
Раздел: «Цветовое восприятие мира»:
Ребенок имеет представление о роли цвета. Происхождение цвета. Восприятие цветов.
Каждый предмет обладает основным цветом. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.
Имеет представление о жанрах художественного творчества, видах росписи (Уральская,
каргопольская).
Раздел: «Цветовая грамота»:
Ребенок имеет представление об основных, теплых и холодных цветах. Знаком со свойствами цвета: тоном, оттенком, нюанс, контраст, цветовые гармонии, цветовой круг.
Раздел: «Работа с цветом».
Ребенок приобрел навыки смешивания краски, используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать новые цвета, смешивая основные, создавать
теплую и холодную цветовую гамму. Получать различные оттенки одного цвета.
Подготовительная к школе группа.
Раздел: «Цветовое восприятие мира»:
Ребенок имеет представление о роли цвета. О том, что с помощью цвета художник может передать: настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Каждый предмет обладает основным цветом, который постоянно меняется в зависимости от
освещенности. Об эмоциональном воздействии цвета на человека. Имеет представление о
жанрах художественного творчества, видах росписи (Петриковская, Уральская каргопольская)
«Раздел: «Цветовая грамота»:
Ребенок имеет представление об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знаком с понятиями: цветовой круг, тон, оттенок, насыщенность, светлота, контраст, колорит.
Раздел: «Работа с цветом».
Ребенок приобрел навыки накладывания одной краски на другую, смешивания краски,
используя палитру для получения необходимого цвета, оттенка. Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные, создавать теплую, холодную, контрастную цветовую гамму. Получать различные оттенки одного цвета. Передавать цветовую гамму соответствующую определенному настроению и поставленной задаче.
В результате освоения программы обучающиеся должны:
знать
- основные понятия теории цвета: основные и составные цвета, насыщенность, светлота,
цветовой тон и др.
- теоретические основы работы с цветом;
- теоретические принципы гармонизации цветов в композициях.
- особенности психологии восприятия цвета и его символику
владеть
- способами получения сложных цветов путем смешивания, получение оттенков цвета.
- принципами и закономерностями построения гармоничных цветовых отношений;
- основными представлениями о смысловом содержании цветов и цветовых композиций;
- навыками построения цветовых гамм;
уметь
6

- достигать композиционного и технического качества исполнения замысла.
- распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
- анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
Ребёнок овладевает следующими качествами: активность, инициативность, любознательность, стремление к получению новых знаний, эмоциональная отзывчивостью, владение культурно-гигиеническими привычками и навыками самообслуживания:
- проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности и цветоведению;
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения
информации о цветоведении, о цветах, собственном продукте художественно-творческой
деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника.
- способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение) в процессе изобразительного творчества;
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания
образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного
или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности.
- демонстрирует понимание эстетической ценности образцов изобразительной деятельности и народного творчества, проявляет эстетическое чувство в процессе
продуктивной деятельности.
- проявляет ручную ловкость в процессе рисования кистью, карандашом;
- движения точные и скоординированные;

2.
2.1.

Содержательный раздел Программы
Описание образовательной деятельности

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы
осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей. Образовательная деятельность реализуется через организацию таких видов детской деятельности как: игровой, познавательно-исследовательской,
коммуникативной,
продуктивной,
музыкальнохудожественной, чтения художественной литературы, их интеграцию с использованием
разнообразных форм и методов работы.
Выполнение заданий предполагает постепенное усложнение содержания, смысловой нагрузки, и техники выполнения работы. Работа по ознакомлению с цветом в основном строится на заданиях с применением красок, цветных, восковых карандашей, которые
дают хороший результат для получения новых цветов, оттенков.
Судить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели
элементарными основами изобразительной техники. Показ приемов работы носит вариативный характер, не замыкается, на каком – то конкретном. В ходе занятия создаются
условия для возможности ребенку проявить свою самостоятельность. Предполагается
проведение индивидуальной работы с детьми, оказание им помощи. На занятиях создается
ситуация, когда детям не дается готовый рецепт, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, педагог лишь помогает ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла. Содержание
программы ориентировано на знакомство детей с основным средством выразительности
изобразительного искусства - цветом.
Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира». «Цветовая грамота». «Работа с цветом».
«Цветовое восприятие мира»:

7

Как только ребенок научится распознавать и называть основные цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. Каждый предмет обладает основным цветом. Но в
жизни цвет предмета постоянно меняется в зависимости от освещенности. На этом этапе
педагог знакомит детей с ролью цвета в окружающей жизни. Формирует представления о
том, что с помощью цвета художник может передать время года, часть суток, состояние
погоды, пространство, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека.
Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.
«Цветовая грамота»:
На занятиях по изобразительной деятельности используя задания по цветоведению, педагог знакомит детей с основными, теплыми и холодными цветами, цветовым
кругом, тоном, оттенком, насыщенностью, светлотой, контрастом. Цветовой круг поможет
лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. Дети видят, как цвет постепенно
переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Основные
цвета — красный, синий и желтый. Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа новых цветов, которые называются смешанными. Теплые и холодные цвета.
Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоциируется с огнем. Холодной — синеголубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Зеленый цвет относится к нейтральным.
Холодная гамма создает впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая
гамма дарит нам ощущение радости, энергии, активности. Цветовой тон — это качество
цвета, которое определено его названием (красный, оранжевый, желтый, зеленый). Насыщенность — степень выраженности определенного цвета. Светлота — относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее — темнее), которая может быть выражена в
количестве белой или черной краски, добавленной в основной цвет. В живописи контраст
используется для передачи противоположных начал, таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. Они подчеркивают яркость друг друга. Колорит - знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе цвета фона основного
изображения.
«Работа с цветом»:
Работа педагога направлена на приобретение детьми навыков накладывания одной
краски на другую (техника работы мазками), смешивания краски, используя палитру для
получения необходимого цвета, оттенка.
- получать промежуточные цвета, смешивая основные,
- создавать теплую и холодную цветовую гамму.
- учить получать различные оттенки одного цвета.
Учить детей передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года,
состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания сказочных образов,
передачи характера, настроения.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов
и средств реализации Программы
Формы и методы контроля, система оценок. Программа предусматривает промежуточную аттестацию:
Наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка.
Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка.
Организация выставки детских творческих продуктов.
Создание альбома «Наше творчество».

8

Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе
применяются следующие основные методы:
– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других
материалов).
Формы деятельности по освоению образовательной области
Формы организации детей
Групповые
Индивидуальные
Беседа, рассказ, игротека, объяснение, игровые и творческие задания, просмотры
фильмов, обучающие и развивающие игры, дидактические игры, мультимедийные материалы (слайд-презентации по изобразительному искусству), игрыэкспериментирования, проблемные ситуации, развивающие игры, рассматривание иллюстраций книг, произведений искусства, изделий народных промыслов, выставка
произведений, игры (дидактические, театрализованные), интегрированная детская деятельность, рассматривание картин, оформление помещения к празднику, развлечение,
оформление выставки творческих работ, чтение, совместное художественное творчество, разъяснение схем, просмотры презентаций.

9

2.3. Комплексно-тематическое планирование
образовательной деятельности для детей 5-6 лет.
№

Кол-во
занятий

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

Тема

Программное содержание

Октябрь.
Что создаёт ху- Познакомить детей с творчеством
дожник? Музей художника, орудиями труда. Беизобразительного седа о музеях изобразительного
творчества.
творчества.

О чём можно Развивать воображение, интерес
рассказать в ри- к процессу и результату рисовасунке.
ния, понимать рисунок как средство
передачи
впечатлений,
уметь передавать содержание с
помощью разных материалов;
закрепить знание о цвете, развивать творчество, самостоятельность.
В
королевстве Дать представление детям о разгоспожи линии.
ных видах линий (волнистая,
спираль, зигзаг, прямая), их хаЧёрное и белое.
рактере и выразительности. ПоГрафика.
знакомить детей с разнообразными способами графического линейного рисунка. Беседа о графике как об одном из видов изобразительных искусств и рисунке
как разновидности графического
искусства. Роль и значение рисунка. Дальнейшее усвоение
навыков работы графитными карандашами.
Ёжик несёт ябло- Учить детей штриховать контур
ко.
яблока тремя цветами: красный,
жёлтый, оранжевый. Учить наклыдвать ровные, мелкие штрихи.
Упражнять на проведение различных линий, деления отрезков,
навыки правильного держания
карандаша, движения руки, развитие глазомера. Знакомство со
штриховкой, как способом нанесения тона в рисунке. Дальнейшее усвоение навыков работы
цветными карандашами.
Цветовой круг.
Познакомить детей с цветовым
кругом. Дать представления о
расположении цветов в цветовом
круге.

Материал, оборудование. Литература.

Репродукции картин, упоминаемых в ходе занятия;
инструменты для работы
художника: краски, кисти
разных размеров, палитра,
мольберт,
карандаши,
уголь; наброски, эскизы;
карточки с изображением
настроения человека.
Разный материал для рисования, репродукции об
осени, с разными оттенками изображения листвы
деревьев и кустарников,
стихи.

На каждого ребёнка – небольшой лист плотной белой бумаги, ½ альбомного
листа, цветные карандаши.
Набор карточек с изображением видов линий, графические рисунки.

Альбомный лист с изображением ёжика, который
несёт яблоко. Цветные карандаши.

Альбомный лист с цветовым кругом. Акварельные
краски или гуашь, кисти,
вода. Пособие «Цветовой

6

1

Радуга-дуга.

Закреплять умение детей определять порядок цветов в цветовом
круге.

7

1

Происхождение
цветов. (Воздушные шары)

Дать представления о происхождении цветов: основных и составных.

8

1

Осенние листочки.

1

1

Путешествие в
Красное Королевство.

2

1

Путешествие в
Жёлтое Королевство.

3

1

Путешествие в
Оранжевое Королевство.

Учить детей работать в контуре
рисунка «Листик». Учить детей
новой технике «слияние цветов»,
учить вливать цвет в цвет, не выходя за контур. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость. Закрепить понятие листопад.
Ноябрь.
Познакомить детей с красным
цветом. Дать понятие слова
«красный», о чём и о ком так говорят. Учить изображать предметы красного цвета.
Развивать воображение, творческое мышление.
Познакомить детей с жёлтым
цветом. Дать понятие слова
«жёлтый», о чём и о ком так говорят. Учить изображать предметы жёлтого цвета.
Развивать воображение, творческое мышление.
Познакомить детей с оранжевой
краской и ее оттенками, получающимися при смешении основных цветов.

4

1

Путешествие в
Синее и Голубое
Королевство.

5

1

Путешествие в
Фиолетовое Королевство
«Звёздная ночь».

круг».
Альбомный лист с изображением радуги. Акварельные краски или гуашь, кисти, вода. Пособие «Цветовой круг».
Альбомный лист с заготовкой (большие круги – основные цвета, маленькие –
составные). Акварельные
или гуашевые краски, кисти, вода.
Лист с изображением листа. Краски акварельные,
кисти, вода.

Краски акварельные, кисти,
вода. Игра «Что бывает
красным?»

Краски акварельные, кисти,
вода. Игра «Что бывает
жёлтым?».

Сказка об Оранжевом Королевстве. Листы альбомные. Простой карандаш,
акварельные краски, банки
с водой. Дидактическая игра «Что бывает оранжевого
цвета?»
Учить детей составлять в рисунке Сказка о Синем Королевбукеты из синих цветов: колостве. Листы альбомные,
кольчиков, незабудок. Дать знакраска синяя. Простой кания о понятии – холодные цвета. рандаш, акварельные краски, банки с водой.
Познакомить детей с фиолетовой Сказка о Фиолетовом Кокраской. Дать понятие слова
ролевстве. Листы альбом«составной цвет». Учить изобра- ные, краска фиолетовая.
жать ночной пейзаж.
Простой карандаш, акварельные краски, банки с
водой.
11

6

1

Путешествие в
Зелёное Королевство
«Кактус – ёжик»

Учить детей изображать растения
зелёного цвета: кактус.

7

1

Петух и краски.

Закрепить знания детей о красках. Закрепить в словаре детей
понятие «Разноцветные».

8

1

«Цветик шестицветик»

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

Сказка о Зелёном Королевстве. Листы альбомные,
краска зелёная. Простой
карандаш, акварельные
краски, банки с водой.
Альбомные листы с изображением Петушка. Сказка
«Петух и краски» В. Сутеева, гуашевые краски.
Бумага, гуашь, кисти, контур цветка – шестицветика.

Обратить внимание на три основных цвета – красный, жёлтый,
синий. Учить заливать лепестки
цветка цветами цветового спектра в нужной последовательности.
Декабрь.
Букет цветов.
Учить детей составлять букет Дидактическая игра.
цветов на тёплом и холодном
фоне.
«Цветовая доЗакрепить знания детей о порядке Альбомный лист с изобрарожка»
красок в цветовом спектре.
жением забора. Гуашевые,
акварельные краски или
карандаши.
«Цветовая доЗакрепить знания детей о порядке Альбомный лист с изобрарожка»
красок в цветовом спектре.
жением красок-мальчиков.
Гуашевые, акварельные
краски или карандаши.
Солнышко
и Познакомить детей с тёплыми и
снежок.
холодными цветами. Закрепить
технические способы рисования
кистью.
Разноцветные
Научить соотносить цвет овощей Изображение палитры двух
краски.
и фруктов с семью цветами павидов:
литры. Учить использовать па- семь цветных кругов, солитру для получения новых цвеответствующих цветам –
тов и оттенков.
красному, оранжевому, зелёному, голубому, синему,
фиолетовому;
- контурные рисунки овощей и фруктов – помидор,
апельсин, груша, огурец,
виноград, слива, баклажан.
Каждому ребёнку выдаётся
по рисунку палитры (размер альбомного листа) с
фруктами и овощами.
Кораблик в сиПознакомить детей с техникой
Беседа о водном транспорнем море.
«рисование по сухой мятой поте, рассматривание картин
верхности». Знакомство с жанром с морской тематикой, с
живописи: морская живопись.
изображением кораблей.
Учить изображать морской пейЛисты альбомные, гуашезаж. Закрепление знаний детей о вые краски или акварель,
художниках, работающих в этом кисти.
жанре. Побуждать к использова12

нию цветов: синий, голубой, фиолетовый для передачи настроения в изображении.
Ком, комок, коУчить детей изображать снеговимочек.
ка холодными оттенками цвета.
Закрепить понятие – холодные
цвета.
Небесные переПоказать детям, как меняются
ливы.
краски неба в зависимости от
времени суток. Обратить внимание детей на то, что в зависимости от красок природы меняется
и наше настроение.
Январь.
«Три царевны
Подвести детей к пониманию тоакварельного
го, что среди всех известных им
царства»
цветов три являются самыми
главными. Это — синий, красный
и желтый. Заинтересовать смешиванием их для получения новых цветов и оттенков.
Собери
тре- Закреплять умение детей опредеугольник.
лять тёплые и холодные цвета.

7

1

8

1

1

1

2

1

3

1

Цветной калейдоскоп.

Развивать у детей композиционные навыки в составлении цветовой гаммы.

4

1

Роспись посуды
по мотивам
гжельской росписи.

5

1

Горячо-холодно.

Учить детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, расписывать глиняные формы после их
побелки, использовать приёмы
кистевой росписи).
Знакомство детей с тёплыми и
холодными цветами. Учить детей
распределять фигурки человечков в домики-замки: холодный и
тёплый.

6

1

Музыка в живописи

Передача цветом настроений и
ассоциаций при прослушивании
музыкальных произведений. Закрепление технических приёмов
работы с кистью.

Альбомные листы, вода,
салфетки. Карты – схемы.
Листы альбомные, краска
голубая. Простой карандаш, акварельные краски,
банки с водой.

Акварель, прозрачные стаканчики, кисть, изображения трех царевен, их усадеб, карточки с новыми
цветами, альбомный лист.
Задание: 3 треугольника
тёплых цветов, 3 треугольника холодных цветов. Собрать из них 2 больших
треугольника. Треугольники разного цвета, альбомные листы, клей.
Для фона используется белая или цветная бумага (в
форме круга, овала, квадрата). Цветные фильтры,
вырезки из журналов различной формы. Кусочки
цветной бумаги (размером
2х2, 3-4 см). Бусинки, клей,
Пластилин. Кисти жёсткие.
Силуэт предмета гжельской росписи. Синяя гуашь, кисти.

Бумага, разноцветные человечки, два домика-замка:
холодный и тёплый. Клей,
краски, карандаши. Презентация «Горячохолодно».
Гуашь семи цветов. Кисти
мягкие.

13

7

1

Цирк! Цирк»
Цирк!

8

1

В гостях у красок.

1

1

Контрастные
цвета.

2

1

3

1

Хочу быть сильным и здоровым
Вливание цвета в
цвет.

4

1

Волшебные цветы.

5

1

Тёплые цвета.

6

1

Тёплые цвета.

7

1

Холодные цвета.

8

1

Холодные цвета.

1

1

Добрые и злые

Знакомство с анималистическим
жанром. Композиционное равновесие листа, передача движения.
Работа в техник «Сухая кисть»
Знакомство с ролью цвета в жизни людей. Знакомство с основными цветами (красный, жёлтый,
синий, зелёный).
Февраль.
Познакомить детей с понятием
контраст. Показать детям контрастные цвета. Учить подбирать
контрастные цвета между собой.
Знакомство с понятием «Художественный образ в скульптуре».
Познакомить детей с техникой
вливания цвета в цвет. Учить детей накладывать краску мазками
так, чтобы один цвет чуть-чуть
заходил на другой, пока краски
ещё не высохли.
Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому».
Совершенствовать технику рисования акварелью. Учить детей
составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать интерес к природе и отображению
представлений в изобразительной
деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество.
Учить детей используя акварельную технику вливания цвета в
цвет, выполнить тональную растяжку от жёлтого через оранжевый к красному. Учить работать в
прямоугольнике, не выходя за
контур.
Учить раскрашивать картинку
используя цветовые оттенки тёплых цветов.
Учить детей используя акварельную технику вливания цвета в
цвет, выполнить тональную растяжку от изумрудного через синий к фиолетовому. Учить работать в прямоугольнике, не выходя за контур.
Учить раскрашивать картинку
используя цветовые оттенки холодных цветов.
Март.
Учить детей изображать с помо-

Бумага, краски, кисти. Материалы по выбору.
Бумага, краски, кисти.

Бумага альбомная с заготовкой для работы. Акварельные или гуашевые
краски.
Бумага, краски, кисти.
Работа в прямоугольнике.
Лист с прямоугольником,
акварельные краски, вода,
салфетки.
Белые листы А3, акварельные краски, кисточки разных размеров, баночки с
водой, губки, салфетки, палитры.

Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные
краски, вода, салфетки.

Картинка «Пустыня». Акварельные краски, вода,
салфетки.
Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные
краски, вода, салфетки.

Картинка «Север». Акварельные краски, вода, салфетки.
Схемы тёплых и холодных
14

герои сказок.

щью цвета доброго или злого героя сказки. Закрепит знания детей о тёплых и холодных цветах.
Знакомство с элементами Уральской росписи. Работа на квадратной и прямоугольной основе по
выбору.
Зафиксировать
представление
детей о цветовом многообразии.
Закрепить знания о черной и белой краске, о светлых и теплых
тонах через сказку и скороговорки. Учить рисовать картину светлого или темного тона.
Познакомить детей с понятием
ахроматические цвета. Учить детей раскрашивать пингвина и
зебру белым и чёрным цветами.
Закрепить знания детей о тёплых
и холодных цветах спектра.

2

1

Уральская роспись

3

1

Чёрное и белое.

4

1

Пингвин и зебра.

5

1

Узор из кругов и
треугольников.

6

1

Мы - строители.
Домики.

7

1

Кто в каком домике живёт?

8

1

Улитка в гости к
нам пришла.

1

1

Заливка ровным
тоном.

2

1

Заливка ровным
тоном.
Пирамидка.

Закрепить знания о контрастных
цветах. Учить рисовать фантастические здания, построенные и
составленные из геометрических
фигур (разного размера и цвета
из цветной бумаги).
Закрепить знания о контрастных
цветах. Учить рисовать фантастические здания, схематически
изображать человечков из геометрических фигур.
Закреплять знания детей о последовательности цветовой гаммы.
Учить детей не выходить за контур.
Апрель.
Познакомить детей с техникой
«заливка ровным тоном». Учить
детей накладывать краску в прямоугольники ровно, без просветов.
Продолжать знакомить детей с
техникой «заливка ровным тоном». Учить детей накладывать
краску в части пирамидки ровно,
без просветов.

цветов. Альбомные листы,
акварельные и гуашевые
краски, вода, салфетки, кисти.
Бумага квадратной и прямоугольной формы, гуашь,
вода, кисти.
Сутеев «Три котенка» акварель, палитра.

Альбомные лист (1/2) с
изображением пингвина и
зебры. Белая и чёрная гуашь.
Учить детей составлять аппликацию из холодных и
тёплых оттенков цветов,
используя геометрические
формы. (Круги и треугольники тёплых и холодных
цветов).
Альбомные листы, геометрические фигуры контрастных цветов.

Лист, поделённый на две
части. Альбомные листы,
акварельные и гуашевые
краски, вода, салфетки, кисти. Демонстрационный
материал.
Картинка с улиткой на
каждого ребёнка. Альбомные листы, акварельные и
гуашевые краски, вода,
салфетки, кисти.
Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные
краски, вода, салфетки.
Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные
краски, вода, салфетки.

15

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

Весёлые портреты

Развивать цветовое восприятие.
Знакомство с техникой «Декорирования».
«Планеты»
Познакомить детей с техникой
«вливание цвета в цвет» (пластилинография). Учить изображать с
помощью новой техники разные
планеты.
«Планеты»
Познакомить детей с техникой
«вливание цвета в цвет» (пластилиногфия). Учить изображать с
помощью новой техники разные
планеты.
Тональная расПознакомить детей с понятием
тяжка
«Тональная растяжка». Учить детей делать плавный переход цвета от тёмного вверху к светлому
снизу.
Тональная расУчить детей раскрашивать три
тяжка.
прямоугольника одной краской,
но разным тоном, так чтобы один
тон не втекал в другой.
Бабочка. Тональ- Учить детей раскрашивать крыная растяжка.
лья бабочки одной краской, но
разным тоном, так чтобы один
тон не втекал в другой.
Май.
Цветы на подно- Знакомство с промыслом. Обучесе
ние навыкам кистевой росписи.
Композиционное решение цветового пятна на заданной форме.
Жар-птица
Знакомство с символикой птиц в
народны промыслах. Изучение
яркого цветового пята на чёрном
фоне. Композиционное решение.
Камень, камень, Знакомство с минералами Урала.
заговори
Формирование умения видеть в
абстрактной форме камня конкретный образ.
Башкирский
Знакомство с особенностями
национальный
национальной одежды. Умение
костюм
подбирать цвета и составлять
узоры национального содержания
и колорита.
Радуга в коробке Овладение умением «увидеть» в
хаотическом переплетении линий
образ. Изучение техники рисования цветными карандашами.
Ай да игрушки
Роспись о мотивам каргопольской игрушки. Расположение
узора на прямоугольной форме.
"Какое у вас
Закрепить знания о теплой и хонастроение?"
лодной гаммы цветов. Учить детей цветом передать своё настро-

Цветная бумага для причёсок.
Бумага альбомная, вода,
кисти, краски акварельные
или гуашь.
Бумага альбомная, вода,
кисти, краски акварельные
или гуашь.
Лист альбомный с прямоугольником. Акварельные
краски, вода, салфетки.
Альбомный лист с тремя
прямоугольниками. Акварельные краски или гуашевые, вода, кисти, салфетки.
Альбомный лист с изображением бабочки. Акварельные краски, вода, салфетки.
Бумага тонированная или
чёрная, гуашь, кисть беличья.
Старые газеты, клейстер,
вода, тряпочка, гуашь, тонкая кисть.
Камешки, гуашь, кисти

Бумага, гуашь, заготовка
башкирской одежды на листе.
Бумага, цветные карандаши.
Лист прямоугольной формы, гуашь, кисти.
Альбомные листы, гуашевые и акварельные краски.
16

ение в данный момент.

8

1

ИТОГО

Вот оно какое
наше лето.

Закреплять знания детей об основных и составных цветах.
Учить создавать летнюю композицию.

Альбомные листы, акварельные, гуашевые краски,
вода, салфетки, кисти.

64 занятия

2.3. Комплексно-тематическое планирование образовательной
деятельности для обучающихся 6-7 лет.
№

1

2

3

4

5

6

Тема

Программное содержание

Октябрь.
Что нарисовал Формировать представления детей о
художник?
деятельности художника, значимостью
его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями.
Что такое изоб- Познакомить детей разными видами
разительное ис- изобразительного искусства.
кусство.
Черное и белое – История графики, виды графики, техниоснова
языка ка изображения графическими средграфики.
ствами.
Продолжать знакомить детей с выразительными средствами композиции: точки, линии, пятна.
Колючий ёж.
Познакомить детей с Линией как выразительным средством рисунка. Повторение характеристик линий, создание
сложного образа. Учить соотносить характер линии с образом.
Учить детей создавать характерный образ посредством выбранной линии. Закрепить знания о жанре Анималистика.
Цвет. Основы
Закрепить понятие цветового круга, осцветоведения.
новных, составных цветов, холодного и
теплого цветов. Развивать познавательный интерес и творческую активность
детей.
Закрась цветок.
Закреплять понятия: цвета хроматические и ахроматические. Закрепить понятие цветового круга, основных, составных цветов, холодного и теплого цветов. Развивать познавательный интерес
и творческую активность детей.

Материал, оборудование. Литература.

демонстрационный материал,
кисти разные, краски, гуашь,
акварель, карандаши цветные,
простой карандаш.
Презентация, демонстрационный материал.
Демонстрационный материал, простые карандаши, альбомные листы.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки.
Картины, с изображением
животных, ежа.

Гуашь, бумага, кисти, палитра. Основа печатная - цветовой круг.
Лист с изображением цветов,
акварельные или гуашевые
краски, кисти, вода, салфетки. Картинки цветов.

17

7

8

1

2

3

Осенние листоч- Учить детей заполнять контур изобраки.
жённых листьев, передавая окраску
осенних листьев. Учить детей смешивать акварельные краски для получения
сложных оттенков и передачи осеннего
колорита. Познакомить с новым способом получения изображения - наносить
краску на листья, стараясь передать
окраску. Поощрять детей воплощать в
художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать
желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы;
поддерживать творческие проявления.
Осеннее дерево. Показать детям выразительные возможности красок. Учить детей передавать
форму дерева. Показ детям приём работы скомканной бумагой, для изображения кроны дерева.
Ноябрь.
лес. Знакомство с различными видами пейзажа (морской, природный, городской,
архитектурный, лиричекий), с этюдом,
линейной и воздушной перспективой,
линией горизонта и многоплановостью.
Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить в различных знакомых техниках изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы
кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам
День и ночь.
Учить детей, смешивая краски с белой и
Звёзды.
черной получать новые оттенки цветов.
Закреплять понятия: Основные, составные-хроматические, ахроматические
цвета, Тон. Уметь создавать образы замкнутой ломаной линией и делением,
полученной формы прямыми линиями
на части. Знать приемы цветовой растяжки от теплого цвета к холодному.
Работать цветом, закрашивая грани, постепенно добавляя к теплому цвету холодный. Показать детям, что пять красок - все богатство цвета и тона.
Натюрморт
с Учить детей делать набросок на листе
овощами холод- простым карандашом, передавая форму,
ными цветами.
размер и расположение предметов.
Учить передавать колорит холодными
Осенний
Пейзаж.

Альбомный лист с изображёнными листьями. Акварельные краски, кисти, вода,
салфетки. Картинки осенних
листьев, можно использовать
настоящие осенние листочки. Показ педагога передачи
осеннего колорита.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки.
Картины осенних деревьев.
Показ
образца
педагога
осеннего дерева. Бумага для
скатывания.
Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки.
Картины осенних деревьев,
осеннего леса. Показ образца
педагога осеннего дерева.

Альбомные листы, поделённые на две части, акварельные краски, вода, салфетки.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки.
Картины с изображением
натюрморта, изображённого
18

4

5

6

7

цветами.
Натюрморт тёп- Познакомить с репродукциями натюрлыми цветами.
мортов (виды натюрмортов: постановочный, сюжетно-тматический). Учить
детей делать набросок на листе простым
карандашом, передавая форму, размер и
расположение предметов. Учить передавать колорит тёплыми оттенками.
Лоскутное одея- Закрепить знания детей о теплых и холо.
лодных цветах. Учить детей раскрашивать части изображённого предмета, не
выходя за контур. Использовать в работе чередование тёплых и холодных оттенков.
Уральская росФормирование знаний и умений в выпись
полнении Уральской росписи. Работа на
квадратной и прямоугольной основе по
выбору. Знакомство с понятиями
«Ритм», «Симметрия».
Морской
пей- Познакомить детей с понятием «Морзаж.
ской пейзаж». Учить детей изображать
морской пейзаж, используя холодные
оттенки цветовой гаммы.

8

Морозные
ры.

1

Лебедь.
Тональные нюансы. Темное на
светлом, светлое
на темном.

2

Снежное дерево.

3

4

узо-

холодными цветами.
Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки.
Картины с изображением
натюрморта, изображённого
тёплыми цветами.
Альбомный лист поделённый на квадраты, акварельные краски, вода, салфетки.
Показ картины с рисунком
на лоскутном одеяле.
Бумага квадратной и прямоугольной формы, гуашь, вода, кисти.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, салфетки.
Картины с изображением
морского пейзажа, изображённого в холодной цветовой гамме.
Познакомить детей с понятием «Узор». Альбомные листы, акварельУчить рисовать «Морозные узора» на ные краски, вода, салфетки.
полосе бумаги.
Картины с изображением
узоров на стекле.
Декабрь.
Выделение тоном главного пятна ком- Листы с тёмным (чёрным)
позиции. Уметь акцентировать внима- фоном. Гуашевые краски,
ние главного пятна композиции посред- вода, салфетки.
ством тона. Учить детей изображать лебедь на тёмном фоне.

Знакомить с выразительными возможностями белой гуаши. Учить создавать
образ дерева, соблюдать пропорции, передавать характерные особенности,
правильно работать тоном.
Работа на поло- Познакомить детей с орнаментами разсе.
ных народов.
Учить применять разные орнаменты в
композиции, добиваясь цельности образа.
Цирк. Контраст- Формировать у детей знания о дополниные гармонии.
тельных (составных) цветах. Учить составлять гармоничные контрастные сочетания цветов.

Листы с тёмным (чёрным)
фоном. Гуашевые краски,
вода, салфетки. Белая гуашь.
Полоса от альбомного листа,
акварельные и гуашевые
краски, кисти, вода, салфетки.
Силуэт клоуна для раскрашивания. Акварельные или
гуашевые краски, цветные
карандаши, кисти, вода, салфетки.
Демонстрационные
картинки по теме «Контраст».
19

5

6

7

8

1

2

Павлин.

Познакомить детей с техникой работы
акварелью «мазками». Учить детей
изображать хвост павлина с помощью
новой техники.
Елочка, ёлочка – Продолжать знакомить детей с технизелёная иголоч- кой работы акварелью «мазками».
ка.
Учить изображать ёлочку с помощью
«мазков».
Дворец Снежной Закреплять знания детей о хроматичекоролевы.
ских цветах, которые делятся на теплые
и холодные. Учить различать цвета теплой и холодной гаммы. Использовать
эти цвета в своей работе.
Повторение: знаний о черной и белой
краске.
«Зимнее небо.
Знать холодную цветовую гамму. Уметь
Холодная цвето- выполнять светлотную растяжку цвета;
вая гамма».
использовать палитру; самостоятельно
получать различные оттенки холодных
цветов путем добавления белого цвета.
Январь.
Жар-птица в си- Учить детей различать цвета контрастнем небе.
ные и сближенные на цветовом круге.
Уметь использовать их в выполнении
композиции.

Картинка павлина. Альбомные листы, кисти, краски акварельные или гуашь, вода,
салфетки.
Картинка ёлочка. Показ образца педагога – ёлочка в
технике «мазка». Кисти, вода, салфетки, акварельные
(гуашевые) краски.
Альбомные листы, акварельные краски, вода, кисти.
Картинки с книг о дворцах.

Использование гуаши, формата А4.

Коллективная работа. Для
каждого ребёнка лист в форме пера жар-птицы. Акварельные, гуашевые краски,
вода, кисти, салфетки.
Композиции из Познакомить детей с контрастными па- Альбомный лист, акварельфруктов,
кон- рами цветов, их способностью «усили- ные или гуашевые краски,
трастных
по вать» друг друга. Научить гармонично вода, кисти.
цвету.
составлять композиции, основываясь на
контрастных парах.

3

Палитра оттенков.

4

Бабочка. Сме- Познакомить детей с техникой «моношиваем цвета.
типия предметная». Развивать
воображение.
Первый снег
Выделение композиционного центра
линиями, штрихами, пятнами, точками.
Зимний пейзаж
Создание рисунка с помощью клея и
манки. Учить детей рисовать клеем по
заранее нанесённому рисунку.

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Бумага, матриалый по выбору (гуашь, акварель).
Клей ПВА, плотная черная
бумага, манка.

Зимняя
ночь. Познакомить детей с нетрадиционной
Работа в технике изобразительной техникой «чёрно«граттаж».
белый граттаж». Учить передавать
настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как
линия, штрих.
Работа в технике Учить детей сначала закрашивать лист
«цветной грат- полностью разноцветной масляной па-

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь +
жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

5
6

7

8

Учить детей составлять палитру одного
цвета от светлого к тёмному.

Квадратики 2х2 см разного
цвета и оттенков. Клей. Лист.

Масляная пастель, парафин,
черная гуашь или тушь, зу20

таж».

1

2

стелью, немного сверху проходится парафиноми и после заливает лист черной
гуашью. Рисунок процарапывает острым предметом, можно использовать
зубочистку.
Февраль.
Пасмурное небо. Знакомить детей с техникой работы акварелью «по-сырому» на мятой бумаге.
Многообразие оттенков серого цвета.
Слон, бегемот, Учить детей использовать в работе неносорог, дино- традиционные методы рисования: мятая
завр.
бумага, поролоновая губка. Уметь составлять оттенки серого цвета.

3

Мой папа.

4

Любимый сказочный герой.

5

Павлин.

6

Ай да игрушки

7

Воздушные шары

8

Найди
цвет.

1

Ромашка (хризантема) для мамы.

2

Творческое задание «Портрет

нужный

бочиска.

Альбомные листы, акварельные краски, вода, кисти. Разные виды изображения небо.
Альбомные листы с изображением слона, бегемота, носорога, динозавра, акварельные краски, вода, кисти. Показ образца педагога.
Знакомить детей с различными видами Альбомные листы, акварельпортрета, изучение строения частей ли- ные краски, вода, кисти. Разца и головы, изучение положения и ми- ные виды портрета.
мики лица. Выполнение рисунка головы
человека с использованием положения и
мимики лица.
Продолжать знакомить детей с различ- Альбомные листы, акварельными видами портрета, изучение строе- ные краски, вода, кисти. Разния частей лица и головы, изучение по- ные виды портрета.
ложения и мимики лица. Выполнение
рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица.
Техника работы акварелью «мазками».
Альбомные листы, гуашевые
Цель: дальнейшее развитие и совершен- краски, вода, салфетки.
ствование навыков работы акварелью.
Задачи: овладение приемом работы акварелью раздельными мазками, учить
«раскладывать» локальный цвет на оттенки
Роспись о мотивам каргопольской игШаблон, гуашь, кисти.
рушки. Расположение узора в соответствии с формой игрушки.
Закреплять умение детей смешивать Альбомные листы с шарами.
цвета, получать новые цветовые оттен- Краски, кисти, вода, салфетки. Уметь определять основные цвета.
ки.
Закрепить знания детей об основных и Альбомные листы с парами
составных цветах. Учить находить со- цветов и третьим цветом, поответствующий цвет в схем.
лученным при смешении
цветов. Краски, кисти, вода,
салфетки.
Март.
Продолжать знакомить детей с техни- Альбомный лист закрашенкой работы акварелью «мазками». ный в голубой или синий
Учить изображать цветок с помощью цвет. Белая гуашь, акварель«мазков».
ные и гуашевые краски, вода,
кисти, салфетки. Иллюстрации цветка хризантема и ромашка, трафареты цветов.
Продолжать знакомить детей с портре- Альбомные листы, акварельтом. Учить изображать, строение частей ные краски, вода, кисти. Раз21

мамы»

3

4

5
6

7-8

1

2-3

4-5

6

лица и головы, изучение положения и
мимики лица. Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица.
Весёлые матПознакомить детей с историей народрёшки
ной игрушки, её внешним видом, особенностями росписи ПолховМайданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в данном стиле.
«Три котенка».
Познакомить детей с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», и с техникой их составления. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, формировать
специальные умения и навыки в смешивании и рисовании кистью ахроматическими цветами.
Контрастные
Учить детей подбирать контрастные
цвета.
цвета, предметы контрастных цветов.
Радуга на грозо- Учить детей изображать грозовое небо.
вом небе.
Учить накладывать краску на поверхность другой краски, изображая радугу.

ные виды портрета.

Штриховка
тон.

альбом, цветные карандаши,
учебник, рабочая тетрадь,
альбомный лист, цветные
карандаши, компьютер, видеоролик, презентация учебник, рабочая тетрадь.

и повторить и обобщить знания учащихся
о цветовом круге, основных и составных цветах, о родственных и дополнительных цветах, познакомить с историей возникновения карандашей, с приемами работы цветными карандашами, с
видами штриховки,
развивать: творческое мышление, фантазию, навыки работы карандашами,
воспитывать интерес к урокам рисования.
Апрель.
Пасхальное яич- Знакомство с уникальным явлением
ко.
русской культуры – праздником Пасхи.
Пасха - самый главный праздник христианской церкви. Прививать любовь к
народу, культуре и обычаям, и Родине.
Царство Весны
Познакомить детей с пластилиновой
живописью. Учить детей изображать
пейзаж с помощью пластилина, подбирать и сочетать цвета, комбинировать
цвета.
Царство Весны
Познакомить детей с пластилиновой
живописью. Учить детей изображать
пейзаж с помощью пластилина, подбирать и сочетать цвета, комбинировать
цвета.
Пейзаж (разные Знакомить с понятием «линия горизонвиды).
та», изучение плановости в пейзаже по-

Альбомные листы, гуашь,
акварель, восковые мелки

Альбомные листы с изображением трёх котят. Краски,
вода, салфетки.

Наборы геометрических фигур из цветной бумаги, клей
Альбомные листы, гуашь,
акварель, восковые мелки.
Иллюстрации с радугой, грозовое небо.

Силуэты пасхальных яиц.
Картинки с росписями пасхальных яиц. Кисти, вода,
салфетки.
Альбомный лист, краски, карандаш графитный, воды,
кисти, салфетки. Иллюстрации разного вида пейзажей.
Альбомный лист, краски, карандаш графитный, воды,
кисти, салфетки. Иллюстрации разного вида пейзажей.
Альбомный лист, краски, карандаш графитный, воды,
22

средством графики. Учить использовать
тональные возможности графитного карандаша, исходя из плановости (светлое
на темном, темное на светлом), применять текстуру для проработки первого
плана, выделение «главного» в композиции.
Знакомство с петриковской росписью.
Работа на заготовке.

7

Волшебные подставки

8

Пушистые обра- Продолжать обучать основным приемам
зы.
Домашние техники «по-сырому», применение ноживотные.
вой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).
Использование формата А4, туши или
черной акварели, гелиевых ручек.
Знакомство с работами художниковиллюстраторов детских книг.
Май.
Праздничный
Передача настроения в
салют.
творческой работе с помощью тона,
цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. Учить рисовать
праздничный салют, используя различные техники рисования
Водопад.
Учить детей работать в технике «Цветовые растяжки». Учить изображать водопад в технике «растяжки».
«Какого цвета
Цветовые композиции. Выражение в
праздник?»
цвете настроения праздника. Подбор
цветовой гаммы в соответствии с
настроением праздника. Эмоциональная
роль цвета. Использование акварели,
гуаши, формата А3.
«Морские фан- Панно. Овладение цветом и техничетазии».
скими приемами стилизации изображения. Создание сюжетов на заданную тему. Колористическое богатство одной
цветовой гаммы. Ограниченная цветовая гамма (холодная).
«У природы нет Состояние цвета. Эмоции. Выразительплохой погоды». ность. Упражнение на состояния: холодный ветер, закат, восход, розовое
утро, страшная гроза, лёгкий туман,
солнечный день. Эмоциональная роль
цвета. Использование акварели, гуаши,
формата А4.
Ветка сирени.
Томпонирование смятой бумагой. Показать детям новый приём томпонирования смятой бумагой. Учить дорисовы-

1

2

3

4

5

6

кисти, салфетки. Иллюстрации разного вида пейзажей.

Альбомные листы, гуашь,
акварель.

Альбомные листы, гуашь,
акварель. Работы художников - иллюстраторов.

Альбомные листы, краски,
кисти, вода, салфетки.

Альбомные листы, краски,
кисти, вода, салфетки.
Альбомные листы, гуашь,
акварель,

Использование акварели, гуаши, формата А3.

Альбомные листы, тушь либо жидко разведённая гуашь
в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
Бумага для томпонирования,
гуашь синего, фиолетового,
сиреневого цвета, кисти.
23

7

8

вать рисунок при помощи кисти. Воспи- Альбомный лист.
тывать аккуратность.
Сказочные цвеКляксография
Нитки, гуашь, кисти, листы
ты
ниточкой Совершенствовать умение в
форма А4.
нетрадиционной технике кляксография
ниточкой. Развивать воображение.
Итоговое заня- Беседа о том, что запомнили дети, чему
тие.
научились.
Итого
64 занятия

3. Организационный раздел Программы
3.1.
Описание материально-технического обеспечения Программы
Для реализации программы созданы условия: развивающая предметно – пространственная
образовательная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической
деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с
окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным материалом способствуют развитию у детей зрительно – различительного восприятия размеров,
форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи.
При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и
обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д.
На современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.
Обеспеченность методическими материалами и средствами развития и воспитания

3.2.

1.
2.
3.
4.
5.

Природа и художник.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
Детское изобразительное творчество.
Приглашение к творчеству.
Что мы знаем о цвете?
3.3.

Копцева Т.А.
Казакова Т.Г.
Казакова Т.Г.
Дубровская Н.В.
Котенко Л.В.

Время и сроки реализации общеразвивающей программы

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Продолжительность занятий составляет: для детей 5-6 лет – 25 мин., для детей 6-7 лет не более 30
мин.
В середине образовательной деятельности организуют физкультминутку.
Язык обучения - русский. Форма обучения-очная.

24

Расписание занятий
по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности
по углубленному обучению предмета «Цветоведение»
МДОАУ « Детский сад № 63 г. Орска»
Возрастная
группа
5-6 лет

понедельник

вторник

среда

четверг

16.30-16.55

16.35-17.05

17.40-18.10

17.10-17.40

пятница

6-7 лет

25

Передавать цветовую гамму
соответствующую определенному времени года, состоянию погоды.

Получать различные оттенки одного цвета.

Раздел: «Цветовая грамота»:
Научился получать промежуточные цвета, смешивая
основные, создавать теплую
и холодную цветовую гамму.

Ребенок приобрел навыки
накладывания одной краски
на другую, смешивания
краски, используя палитру
для получения необходимого цвета, оттенка

Знаком со свойствами цвета
(тоном, оттенком).

Ребёнок имеет представление о теплых и холодных,
контрастных цветах.

Раздел: «Цветовое восприятие мира»:

Ребенок имеет представление об основных, промежуточных,

Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу,
чувство тоски, грусти, т. е.
оказывать на нас эмоциональное воздействие.

Каждый предмет обладает
основным цветом.

О том, что с помощью цвета
художник может передать
состояние погоды, части
суток.

Список детей
Ребенок имеет представление о роли цвета в окружающей жизни.

3.6.
Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы.
Старший дошкольный возраст.
Раздел: «Работа с цветом».

с понятиями:
круг, тон, отнасыщенность,
контраст, ко-

Передавать цветовую гамму
соответствующую определенному времени года,
состоянию погоды, части
суток, настроению.

Получать различные оттенки одного цвета.

Раздел: «Цветовая грамота»:
Научился получать промежуточные цвета, смешивая основные, создавать теплую, холодную,
контрастную цветовую
гамму.

Ребенок приобрел навыки
накладывания одной краски
на другую, смешивания
краски, используя палитру
для получения необходимого цвета, оттенка.

Знаком
цветовой
тенок,
светлота,
лорит.

теплых и холодных,
контрастных цветах.

Раздел: «Цветовое восприятие мира»:

Ребенок имеет представление об основных, промежуточных,

Об эмоциональном воздействии цвета на человека.

Каждый предмет обладает основным
цветом, который постоянно меняется
в зависимости от освещенности.

О том, что с помощью цвета
художник может передать не
только состояние погоды, части
суток и время года, но настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту.

Список детей
Ребенок имеет представление о роли цвета в
окружающей жизни.

Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы.
Подготовительная к школе группа.
Раздел: «Работа с цветом».

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 40-12-00

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».